Terra'9 Девятая территория А ВЫ ЗНАЛИ? Туризм Самое читаемое ВИДЕО Предложить статью
Обжалование результатов налоговой проверки в суд: 5 важных вопросов
Поделиться
Иногда налогоплательщик сталкивается с необходимостью обжалования результатов налоговой проверки в судебном порядке. Данная процедура имеет свои особенности и некоторые из раскрываются в этой публикации.

Что надлежит обжаловать?

После завершения налоговой проверки должностным лицом налогового органа составляется акт налоговой проверки (п.1 ст.637 Налогового кодекса Республики Казахстан (НК РК). Далее, если акт налоговой проверки установит нарушения, которые приводят к начислению сумм налогов и других обязательных платежей в бюджет в соответствии с п.1 ст.638 НК РК налоговым органом выносится уведомление о результатах проверки и направляется налогоплательщику в установленные сроки. В соответствии с п.3 ст.666 НК РК налогоплательщик (налоговый агент) вправе обжаловать уведомление о результатах проверки в суд, т.е. в заявлении нужно требовать признания незаконным уведомления налогового органа в части суммы, с которой несогласен налогоплательщик.

Обязательно ли обжаловать акт проверки?

Из п.19 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О судебной практике применения налогового законодательства» от 27 февраля 2013 года №1 следует, что «…обжалованию в судебном порядке подлежит только уведомление. Суд проверяет законность начисления оспоренных сумм с учетом выводов, изложенных в акте налоговой проверки… Акт налоговой проверки может быть обжалован, если налогоплательщик не влияющими на его права и обязанности, в том числе и в будущих налоговых периодах. Обжалование акта проверки расценивается как обжалование действий должностных лиц органов налоговой службы…». Исчерпывающе.

Какова процедура обжалования уведомления о результатах налоговой проверки?

Обжалование результатов налоговой проверки осуществляется в порядке особого искового производства в соответствии главой 29 Гражданского процессуального кодекса Республики Казахстан в порядке, установленном для процедуры оспаривания решение, действия (бездействие) государственного органа, органа местного самоуправления, общественного объединения, организации, должностного лица, государственного служащего. Заявление подается по общим правилам подсудности. Срок для обращения в суд составляет три месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов, т.е. фактически с момента получения уведомления о результатах налоговой проверки.

Что если вышестоящим налоговым органом пересмотрены суммы, начисленные актом налоговой проверки?

Может произойти ситуация, когда в досудебном порядке по жалобе налогоплательщика вышестоящий налоговый орган, пересматривает сумму, начисленную по акту налоговой проверки, и в этом случае обжалуемое уведомление отменяется в части. Согласно п.3 ст.619 НК РК в случае отмены по результатам рассмотрения жалобы обжалуемого уведомления в части налоговый орган, проводивший налоговую проверку, выносит уведомление об итогах рассмотрения жалобы налогоплательщика (налогового агента) на уведомление о результатах проверки и (или) решение вышестоящего налогового органа, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на уведомление, и направляет его налогоплательщику (налоговому агенту) в установленный срок. Поэтому обжаловать надлежит только последнее уведомление, поскольку первое утратило силу.

Требуется ли заявлять ходатайство в суде о применении меры обеспечения иска в виде приостановления действия обжалуемого уведомления?

В соответствии со ст.674 НК РК в случае подачи налогоплательщиком (налоговым агентом) жалобы (заявления) в суд исполнение уведомления о результатах проверки в обжалуемой части приостанавливается со дня принятия судом жалобы (заявления) к производству до вступления в законную силу судебного акта, в связи с чем заявлять ходатайства о применении мер обеспечения иска не требуется.

TERRA'9
Открой для себя казахстан
Главная А вы знали? Девятая территория Туризм Самое читаемое